Проблемные вопросы в сфере земельных отношений


Текст научной статьи на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Земельные правоотношения

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РОМАНОВА Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, земельных

доцент кафедры экологического и природоресурсного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail:

Краткая аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации на современном этапе, тенденции развития действующего земельного законодательства, высказаны предложения по его совершенствованию.

In the article the basic problems of legal regulation of land relationships in the Russian Federation at the present stage, tendencies of development of the land active legislation are examined, suggestions about the improvement of such legislation are offered.

Ключевые слова: использование и охрана земли; земельные отношения; земельное право; земельное законодательство.

Use land; land conservation; land relationships; land law; land legislation.

Земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земли, занимают центральное место в системе общественных отношений любого государства и общества. Объективные сложности правового регулирования земельных отношений обуславливаются уникальными особенностями земли как объекта правоотношений, ее особым значением как для государства и общества, так и каждого индивида в отдельности.

Современное развитие российского земельного законодательства должно исходить из концепции обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании отношений по использованию и охране земли, в том числе, путем разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства. Сущность такого разграничения установлена Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации и заключается в установлении соотношения норм гражданского и земельного законодательства как общих и специальных,

1

что не раз подчеркивалось специалистами.

Соответственно при регулировании всех земельных отношений, в том числе, и имущественных, характерно взаимодействие и взаимное влияние публично-правовых и частноправовых норм, что органично вытекает из специфики объекта правового регулирования. Земля представляет собой особый объект правового регулирования, являясь одновременно природным объектом и компонентом окружающей среды, важнейшим для человека природным ресурсом при наличии плодородия и разновидностью недвижимого имущества.

В основе действующего земельного правового регулирования находятся конституционные нормы (ст. 9, 36, 72, 76 Конституции РФ2). Устанавливая множественность форм собственности на землю в Российской Федерации, Конституция РФ, тем не менее, определяет значение земли и других природных ресурсов

1 Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал росс. права. 2011. № 11.

2 Росс. газ. 2009. 21 января. № 7.

как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное положение обуславливает необходимость специального правового регулирования условиями и порядком пользования землей и установления ограничений прав на землю и возможности участия земельных участков в гражданском обороте в целях обеспечения публичных интересов. При этом регулирование земельных отношений, как известно, представляет собой сложную совокупность механизмов, включающих в себя как частноправовые, так и публично-правовые элементы, которые могут дать ожидаемый эффект только в совокупности.

Однако в настоящее время все более усиливается цивилистический подход к регулированию природоресурсных, в том числе земельных отношений, реализуемый новой редакцией Гражданского кодекса РФ, принятой во втором чтении Государственной Думой РФ, что предопределяет необходимость существенной соответствующей корректировки земельного законодательства. Предлагаемые изменения уже не раз являлись объектом обоснованной критики специалистов в области земельного права1.

В первую очередь, это касается вводимой новой системы вещных прав на землю, принципиально отличающейся от существующей. Изменение системы вещных прав на земельные участки потребует тщательной разработки не только оснований возникновения и прекращения новых прав, но и механизма трансформации прежних прав на земельные участки в новые - например, права постоянного (бессрочного) пользования в право постоянного землевладения и право застройки и др. При этом в настоящее время с 1 июля 2012 г. остается неурегулированной проблема переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности и право аренды земельных участков, предоставленных юридическим лицам (за исключением земельных участков, занятых линейными объектами), что недопустимо для нормального развития рыночных отношений в России.

1 Крассов О.И. Современное земельное право в свете новелл гражданского законодательства // Экологическое право. 2012. № 5; Волков Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. 2012. № 1 и др.

Представляется, что полная замена системы вещных прав на земельные участки, на наш взгляд, является в предлагаемом виде недостаточно обоснованной и продуманной, объективно обусловленной сложившимися к настоящему времени общественными отношениями в сфере оборота недвижимого имущества, что неоднократно отмечалось специалистами2.

Без установления разумного переходного периода с тщательно разработанным механизмом введения в действие новых норм может привести к многочисленным нарушениям прав частных лиц и дисбалансу публичных и частных интересов при осуществлении прав на землю.

Следует также отметить, что, предлагаемые ограниченные вещные права (право землевладения и право застройки) предусматривая осуществление только конкретных видов деятельности, уже закладывают существенное постоянное ограничение в пользовании земельным участком, создавая конкуренцию разрешенному использованию земельного участка. Поэтому потребуется разработка механизма прекращения или трансформации данных прав при изменении целевого назначения или разрешенного использования земельного участка в установленных законом случаях (например, при проведении территориального планирования и зонирования территорий).

Связанной с вышеуказанной проблемой системы прав на земельные участки, но имеющая колоссальное самодостаточное значение для дальнейшего развития земельных и смежных отношений, является проблема определения границ и государственного кадастрового учета земельных участков, а также связанная с государственным кадастровым учетом проблема оформления прав граждан и юридических лиц на ранее предоставленные земельные участки.

В настоящее время решение данной проблемы предложено в «дорожной карте» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

2 Бочаров М.В. Проект Гражданского кодекса: оборот недвижимости в опасности // Юрист. 2012. № 10; Минаева А.А. Изменение системы прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками, в проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // Экологическое право. 2012. № 5 и др.

сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р1, а также в Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (20142019 годы)»2.

Мероприятия, предусмотренные указанными документами направлены на формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости; сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав; создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг; минимизацию бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям; повышение эффективности деятельности государственных регистраторов и их ответственности за совершаемые действия; создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей; повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг. Важно, что ряд мероприятий «дорожной карты» направлен на точное определение границ земельных участков, административно-территориальных образований, различных зон с особыми условиями использования.

Предполагается, что меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения Единого государственного реестра недвижимости, создать условия для

1 Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в ред. от 17 августа 2013 г.) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7088.

2 Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 1101 -р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)»» // Офици-

альный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2013 г.

устойчивого развития земельных отношений, рынка недвижимости, проведения реформы налоговой системы.

В целом, положительно оценивая запланированные «дорожной картой» мероприятия, следует отметить, что реализация «дорожной карты» и указанной Концепции предусматривает разработку целого ряда нормативных правовых актов, включая федеральные законы по наиболее существенным вопросам, для чего требуется детальный анализ и оценка существующей ситуации в данной обла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»


Источник: http://naukarus.com/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-zemelnyh-otnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Проблемные вопросы правоотношений в сфере использования земли. Земельное Брюггское кружево видеоурок


Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Земельно -имущественные отношения. Регулирование земельно-имущественных
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Вопросы касающиеся земельных отношений Государственный комитет по
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Актуальные проблемы правового регулирования земельных отношений
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Земельные отношения в России: проблемы, пути решения тема научной
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Проблемы земельных отношений в современных условиях Публикация
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Методические вопросы земельных отношений - Реферат, страница 1
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Проблемы земельного законодательства и пути их устранения
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Министерство экономического развития и торговли
Проблемные вопросы в сфере земельных отношений Проблемы и особенности земельных отношений в РФ
«Сонник Очки приснились, к чему снятся во сне Очки» Бабочка из полимерной глины » Планета рукоделия Береты Спицами Вязание Шапок Спицами и Крючком Виды ульев - ПРИУСАДЕБНАЯ ПАСЕКА Детские Юбки Вязаные юбки. ру Как сделать адыгейский сыр (брынзу) самому Красное пятно вокруг прыща. Как устранить опухоль на время Мудрые высказывания о песне, стр. 2 Полипропиленовые трубы: размеры, диаметры и назначение


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ



Дата: 22.11.2017, 23:12 / Просмотров: 51331